Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Игорь Лозинский: «Керчь — это Древняя Греция на территории России»

Беседовала Юлия Судакова9 декабря 2019 11 799
2019-12-09T15:00:50.747000+00:00
Игорь Лозинский: «Керчь — это Древняя Греция на территории России»
Керчь могла бы стать исторической жемчужиной, российскими Афинами, но до сих пор является портовым промышленным городом. Что делать, чтобы самый старый город России превратился в туристическую Мекку, рассказал руководитель архитектурного бюро «Лозинский и партнеры» и преподаватель Московского архитектурного института Игорь Лозинский.

— Расскажите, пожалуйста, почему именно Керчь? 

— Раньше Керчь финансировалась очень плохо, народ до нее просто не доезжал — туризм был не развит. Теперь на фоне событий как политических (присоединение Крыма), так и экономических (появился мост, заметно упростивший взаимодействие) этот город оказался первым на пути едущих в Крым из материковой части страны — он стал фасадом полуострова. Это накладывает определенные обязательства.

Огромный инфраструктурный проект — трасса «Таврида» — создан для того, чтобы развивать крымские города, инфраструктуру, стимулировать девелоперские проекты, улучшать жизнь людей. В этом смысле видоизменение городов — обязательная часть программы, и Керчь в качестве пилотного проекта в Крыму подходит как нельзя лучше.

— К тому же она имеет богатое историческое прошлое, что задает определенный вектор развития.

— Да, это археологический центр Крыма — по сути самый древний город на территории нашей страны: ему 27 веков! Мы считаем, что Керчь — это Древняя Греция на территории России, а гора Митридат, археологические раскопки которой начались после Великой Отечественной войны, является доминантой города. Уже найдены остатки храма Артемиды, склеп Деметры и другие ценнейшие объекты. Решено, что здесь должен появиться кластер с археологическим музеем.

Проект музейного комплекса на горе Митридат (рисунок архитектурного бюро «Лозинский и партнеры»)

В итоге перед Керчью стоит две задачи: создание охранных зон археологии и создание зон регулирования, когда застройка ведется так, чтобы не убить город неоправданными высотами или несоответствующей архитектурой.

— Есть понимание, какая архитектура в случае с Керчью — соответствующая?

— По историческим фотографиям мы восстановили целый ряд районов города и предлагаем застраивать Керчь домами в том же стиле, что и на этих фото. Как ни странно, факт, что сейчас все так плохо, — в каком-то смысле некоторый шанс для нас сделать очень хорошо: ведь освобожденные площадки, где сплошные руины, помойки и самострой, подлежащий сносу, — это места потенциальных раскопок.

Фото: fotostarina.ru

При этом можно работать ярусами: сначала провести раскопки, после чего накрыть обработанную территорию строительными конструкциями, поверх которых воссоздавать город. Таким образом получится очень интересный двухъярусный город: внизу археология, наверху — историческая среда более позднего времени. Такие проекты существуют — например в Афинах.

— Что именно предлагает ваша концепция?

— Во-первых, необходимо решить вопрос с промышленными зданиями, которые не используются по прямому назначению и придают городу весьма неприкаянный внешний вид, отделяя Керчь от ее красивой центральной части, которая, впрочем, тоже нуждается в помощи — в реставрации, предъявлении охранной зоны отдельных памятников, регенерации земли.

 Общий вид на городпроект архитектурного бюро «Лозинский и партнеры»

Во-вторых, мы предлагаем опираться в работе на план Франсуа Ошалли — архитектора, создавшего в первой половине XIX века генплан Керчи. Портовые и промышленные сооружения должны быть перенесены из центра города на окраину, в рыбный порт. Освободившиеся места предназначены для кварталов, повторяющих те, что были до революции, но потом, в советское время, постепенно разрушились.

Фото: fotostarina.ru

Традиционная для Керчи архитектура в середине XIX века — это двух- и трехэтажные дома. После восстановления фон города станет красивым, а среда — привлекательной для инвесторов, у которых появятся причины вкладывать солидные средства в дальнейшие этапы. В-третьих, Керчь должна развиваться в том числе и как современный город, хотя историческая часть имеет значительный процент.

Еще проект предусматривает защищенную акваторию. Ее образуют надводные волноломы, расположенные друг напротив друга. Их венчают вертикальные световые элементы, которые фланкируют важную градостроительную ось, проходящую через новый концертный зал, череду площадей, бульвар и современный технопарк. Сама акватория служит одновременно яхтенной мариной и новым пассажирским морским портом.

Вид на городскую набережную (проект архитектурного бюро «Лозинский и партнеры»

— Но для этого придется очистить центр города от промышленных зданий?

— Да, хотя не только от них. Очень много строений одичали и требуют реконструкции, если не сноса. Когда мы уберем промышленность из центра, автоматически отпадет потребность и в железнодорожных путях, которые ее обслуживают.

Вместо появятся бульвары и зеленые зоны. Попутно возникнут новые градостроительные оси, которые будут выходить прямо к набережной. Есть даже идея использовать оставшиеся от порта пирсы, солидные и большие, в качестве вынесенных плато, на которых реально возводить современные сооружения.

— Как быть с людьми, которые сейчас живут в старом фонде, который не укладывается в концепцию развития, — переселять, но куда?

— Нужно реконструировать целые районы, некоторые районы придется строить заново, причем сначала надо создать условия для проживания людей, а потом что-то сносить. Мы допускаем небольшой рост плотности населения, но все же она будет намного гуманнее, чем в Москве.

В Керчи районы с новыми домами должны строиться по современным стандартам, причем они не должны быть очень высокими или стоять близко к берегу. Около моря допустимо возводить двух- и трехэтажные здания, в которых будут располагаться в основном рестораны, апартаменты и гостиницы — это будет оживленная набережная, ориентированная на туризм. Прогулочную зону удастся совместить с морской парковкой: проект предполагает создание защитных сооружений — в итоге получится бухта, в которой можно размещать малый флот.

Фото: fotostarina.ru

— Как сотрудничать с застройщиками? Девелопер видит перспективный район для продаж. Но этот район оказывается важен с точки зрения археологии. Как найти баланс: не разрушить важные для истории объекты и учесть актуальные потребности?

— Что касается застройщиков, девелоперов и прочих наших друзей, то должны существовать ограничения. Правило такое: все, что не запрещено, то разрешено. В Европе запрещается очень многое. Запрещается — значит, регулируется. Хорошо знаю ситуацию в Греции: я там жил и продолжаю часто бывать. Когда начала побеждать интернациональная архитектура — здания из стекла и бетона, греки почувствовали, что теряют свою идентичность, а вместе с ней — и доходы от туризма.

Все Афины так застроили и вдруг поняли, что получился невзрачный с точки зрения архитектуры город! При этом у них хватило ума возводить невысокие дома, чтобы Акрополь все равно доминировал над городом.

Аналогичные проблемы и в балканской архитектуре. Со временем местные власти поделили всю страну на крупные участки, соответствующие традиционным поселениям, и ввели определенные ограничения. Например, они установили размеры и цвета ставней для балконов, лимитировали высоту домов и материал, из которого разрешено строить, отрегулировали уклон крыш и даже процентное соотношение проемов стен. И если кто-то нарушает эти правила, власти очень быстро вмешиваются.

Если ограничений не будет, застройщики будут делать все, что им вздумается, а надо, чтобы они работали по правилам: тогда город не будет страдать.

Удачный пример в этом смысле — Берлин, при объединении разных частей (восточной и западной) он был буквально сшит, но при этом сохранил оригинальность.

— В некоторых городах руины занимают огромные территории. Так, в Риме практически полгорода — сплошные раскопки: Римский форум, Большой цирк, Колизей... И никто на эти территории не покушается, хотя, например, в Москве давно построили бы что-нибудь. Почему у нас нельзя так же бережно относиться к истории?

— Эти площади за счет туристического наплыва и научной деятельности приносят большой доход. Но предположим, вдруг все эти развалины отданы под застройку. Получится, что девелоперы выиграют, а сам город потеряет туристические доходы. В этом смысле Керчь похожа на Рим, хотя она в сотни раз меньше.

В Риме ландшафт и сохранившаяся архитектура настолько превалируют, что при строительстве нового застройщик будет зажат со всех сторон! В России есть и другие города с богатой историей, но многие из них добиты современным строительством: допустим. Анапа, Сочи и Адлер. Чтобы привести их в порядок, придется сперва посносить кучу всего, а в каких-то случаях это нереально.

— Как вы оцениваете перспективу реализовать идею с Керчью?

— Думаю, шансы есть. Когда мы закончили презентацию нашего проекта перед градостроительным советом, состоявшим из строителей, представителей администрации и заксобрания, раздались аплодисменты. У нас есть доказательная база, почему надо делать именно так, и есть обоснованные представления о том, как это воплощать на практике.

Воссоздаваемые кварталы на набережной на месте судоремонтного завода (рисунок архитектурного бюро «Лозинский и партнеры»)

— На ваш взгляд, как отразится концепция развития Керчи на рынке недвижимости города? Поясню: у специалистов-архитекторов и потенциальных покупателей недвижимости часто разные представления о прекрасном. Восстановление истории будет стоить дороже, чем покупатели готовы себе позволить. Как все это реализовать в Керчи?

— Застройка набережной неизбежно дороже, чем обычные многоэтажки. Но это и не жилье для продажи — скорее объекты бизнеса: мини- и бутик-отели, объекты общественного питания, галереи, экскурсионные бюро и т. д. По сути это предприятия малого и среднего бизнеса, которые должны привлечь туристов.

Необходимо сделать город более дружелюбным не только по отношению к его населению, но и к новым керчанам. Ведь обустройство городской среды и организация новых рабочих мест оживят экономику, привлекут сюда людей с «материка», вернет разъехавшихся по разным городам керчан.

Если говорить о стоимости жилья, то, разумеется, должны быть представлены все ценовые категории и отвечать определенному регулированию по этажности, применяемым материалам и стандартам качества — как и во всех других городах.

В Керчи есть целые районы, традиционно застроенные относительно высокими домами позднего советского периода (допустимы их расширение и реновация), есть свободные территории, удаленные от охранных зон памятников, а есть аутентичная застройка в плотной городской среде исторического центра.

Кроме того, вопрос касается еще и увеличения населения Керчи. Сейчас в городе минимум малых предприятий, где могли бы работать люди: самая трудоспособная организация — местная тюрьма. Отсюда отток населения. Если открыть дополнительные предприятия (например, по производству бутилированный воды, которой в Крыму нет, или по производству пива), придет и рабочая сила. В первую очередь надо создавать центр занятости: малый бизнес будет стимулировать приток населения, для него понадобится жилье — следовательно, и массовое строительство.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#архитектура
архитектура
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru