Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

«Солнце Москвы» ужаснуло горожан

Юлия Судакова22 октября 2019 43 901
2019-10-23T17:29:32.737000+00:00
«Солнце Москвы» ужаснуло горожан
Проект колеса обозрения «Солнце Москвы» на ВДНХ вызвал резкий протест среди местных жителей — на днях ситуация обострилась.

Аттракцион будет расположен вплотную к жилым домам по адресу: проспект Мира, 119, стр. 498.

Опыт чужой, ошибки — свои

По замыслу авторов идеи, «Солнце Москвы» станет одним из самых высоких из подобных аттракционов в мире, ведь его высота должна составить 136 м. «Сейчас крупнейшими колесами обозрения мира считаются 167-метровое High Roller в Лас-Вегасе, 165-метровое Singapore Flyer в Сингапуре и 135-метровое London Eye в Лондоне», — говорится в описании аттракциона.

(Третье в мире по величине колесо обозрения — Star of Nanchang («Звезда Наньчана») в Китае, его высота — 160 м.  London Eye в настоящее время остается четвертым в мире по высоте и крупнейшим в Европе. — Прим. ред.)

ЦИАН.Журнал открыл Google.Maps и проверил, в окружении каких ландшафтов установлены мировые знаменитости.

Выяснилось, что High Roller соседствует с многоуровневой парковкой, монорельсовой дорогой и отелем Hilton Grand Vacations at the Flamingo, причем сооружение стоит немного в стороне от гостиницы — таким образом, катающиеся туристы могут заглянуть лишь в расположенные с краю окна.

High Roller, Лас-Вегас

Сингапурский Singapore Flyer построили на полуострове: с двух сторон его окружает вода, с двух других — парк. Жилья по соседству (даже гостиниц) нет.

Singapore Flyer, Сингапур

London Eye, кстати, строившийся как временное сооружение всего-то на пять лет, также находится на берегу реки. Рядом — общественные пространства, отель и музеи.

London Eye, Лондон

Проблема в том, что у московского колеса обозрения по соседству будут жилые дома, причем не просто по соседству, а на расстоянии в несколько десятков метров — это несет серьезные техногенные риски, уверены жители. Именно эта деталь отличает изначально неплохую задумку от подобных успешных.

И еще: колесо обозрения будет входить в состав развлекательного комплекса. При этом совсем рядом (чуть более 500 м) уже стоит полупустой торговый центр — местные зовут его «Красным». Отчего бы не использовать его вместо вызывающего протест строительства? Загадка.

А строит кто?

Как заявила в ходе совещания в Мосгордуме глава отдела развития территории АО ВДНХ Мария Манохина, к самой ВДНХ колесо отношения не имеет. По ее словам, это «частный инвестпроект, финансируемый ООО «Колесо-ВДНХ», входящим в группу “Регионы”», а строительство «запланировано не на территории самой выставки, а на примыкающем земельном участке площадью 3,5 га» (цитата по газете «Коммерсантъ»).

Манохина также пояснила, что собственником данной территории выступает московский Департамент городского имущества (ДГИ), который в свою очередь передал его в аренду инвестору.

История действительно не совсем прозрачная: строительство парка развлечений, к которому будет вплотную примыкать колесо, нужно именно ВДНХ. Но инвестициями занимается группа компаний «Регионы», поэтому руководству ВДНХ вопросы вроде и не задашь.

За три года, которые прошли после анонсирования стройки, в проекте ничего принципиально не изменилось: высота аттракциона как планировалась около 140 м, так и планируется. Впрочем, одно важное изменение есть:  жители успели ужаснуться проекту и развернуть активность против "чертова колеса".

Экскаваторами по воде

То, что колесо будет переливаться всеми цветами радуги и круглосуточно светить в окна местным жителям, выставляя их частную жизнь напоказ туристам, — еще полбеды. Главная угроза от грядущего строительства — риск техногенных катастроф, уверены жители примыкающих к колесу домов.

«Под домами есть подземная река, есть подвижные плывуны, да и весомой нагрузки на грунты хватает: здесь несколько жилых многоподъездных 16-этажек».

Елена Харькова,жительница одного из домов около будущего колеса обозрения

Елена Харькова — одна из активисток, выступающих против строительства: «Еще при СССР здесь хотели строить очередную многоэтажку, но проект отменили, потому что признали небезопасным. Сейчас своими силами подобные исследования провести крайне сложно. У нас есть несколько заключений, выдаваемых частными компаниями, но серьезно к ним относиться не будут».

Есть официальная экспертиза Мосгосэкспертизы, но жители ей не доверяют и считают, что готовя заключение, Мосгосэкспертиза пользовалась данными ФГУПов, заинтересованных в строительстве. Независимых исследований не проводилось, отмечает Харькова.

По ее словам, в свое время местные жители озадачились проведением независимой экспертизы, которая объективно показала бы, можно ли строить на данном участке столь значительные объекты без ущерба для расположенных по соседству жилых домов. Но стоимость подобных работ у имеющей соответствующее разрешение компании выльется минимум в 800 тыс. руб. — такой суммы жильцы набрать не могли.

Мосгосэкспертиза трижды заставляла прорабатывать проект, отказывая в выдаче разрешения на строительство, говорит активистка. В результате бумаги все же были подписаны.

Компания, которая намерена строить колесо обозрения, ООО «Колесо-ВДНХ», входит в группу «Регионы» (именно они строят «Остров мечты» в Нагатинской пойме), имеет в штате всего несколько человек, не занималась подобными проектами и имеет лишь 10 тыс. руб. уставного капитала (копия выписки из ЕГРН есть в распоряжении редакции).

Поводы для паники

Причин для беспокойства действительно хватает. Как объяснили ЦИАН.Журналу местные жители, во-первых, помимо многоэтажных домов рядом расположена школа, так что вопрос безопасности стоит крайне остро. Во-вторых, в условиях стройки и последующей работы ТРЦ с «Солнцем Москвы» исчезнут подъездные пути для пожарной техники — сейчас проезды и без того сужены до неприличия. В-третьих, шумовое и световое загрязнение, а также вращательные колебания колеса, которые явно пойдут не на пользу окрестным домам и жителям.

Еще один повод для опасения: еще нигде в мире столь масштабные аттракционы не устанавливались так близко к жилью — неслучайно все парки развлечений находятся на удалении от домов.

Наконец, пятый довод против строительства — нагрузка на экосистему района и многократный рост транспортного потока.

Спиленные деревья на стройплощадке колеса обозрения/Сергей Цукасов/Facebook

Ответы на все эти важные вопросы местные жители так и не получили.

Защита от стройки

20 октября рядом с будущей стройплощадкой собралось около 300 человек. По итогам митинга было решено нести круглосуточное дежурство, чтобы всеми способами препятствовать строительству.

«Пока обращения в суд пока не было, но оно активно обсуждается, — сообщил ЦИАН.Журналу муниципальный депутат Сергей Цукасов. — Сейчас нужно окончательно определить стратегию, понять, какие именно права местных жителей нарушаются и доказать эти факты».

На следующий день к будущей стройплощадке приехали строители — вырубать деревья и расчищать территорию. По словам мундепа Сергея Цукасова, документов и порубочных билетов у рабочих не было.

Современные технологии позволяют вести строительство фактически на любых грунтах. Но экспертизы проводятся не комплексно — вместе с воздействием на соседние дома, а исключительно в месте предполагаемой стройки, поясняет муниципальный депутат. В итоге заключения экспертиз особой роли не играют: если в итоге просядет дом или пойдут трещины — «ну и ладно», добавляет он. 

Государственная экспертиза основывается на довольно простых изысканиях, продолжает собеседник ЦИАН.Журнала: «Есть справка об изучении пожарной безопасности и о проведении инженерных изысканий — отлично, достаточно. Положительное заключение может дать любая аккредитованная компания».

Совершенно секретно

ЦИАН.Журнал обратился за разъяснениями в ДГИ и Мосгосэкспертизу. В телефонном разговоре и в письме-ответе на запрос пресс-служба ДГИ обещала оперативно дать комментарий, но на момент публикации ответа не последовало.

С Мосгосэкспертизой вышло еще интереснее. Сперва в организации ответили, что «данные вопросы находятся в ведении других ведомств — Мосгосстройнадзора, Ростехнадзора, а также самого заказчика». 

Затем «Мосгосэкспертиза не занимается выдачей разрешений на строительство или проведением каких-либо исследований». Мы напомнили, что именно Мосгосстройнадзор должен был проводить исследования для выдачи заключения о проведенной экспертизе. Местные жители утверждают, что оно есть.

«В данном случае, согласно пункту 3 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утверждено постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 года № 145), организация по проведению государственной экспертизы обязана принимать меры по обеспечению сохранности документов, представленных для проведения государственной экспертизы, а также по неразглашению проектных решений и иной конфиденциальной информации, которая стала известна этой организации в связи с проведением государственной экспертизы», — таков был ответ.

За разъяснениями мы обратились в Группу компаний «Регионы». Мы попросили представителей девелопера рассказать, какие изыскания проводились для обеспечения безопасности строительства и почему было решено строиться так близко. Спросили, какая работа проводится по поводу недовольства местных жителей и чем можно объяснить провалы грунта. А еще мы спросили, почему, собственно, столь серьезный проект, аналогов которому в мире не существует, строит не сама ГК «Регионы», а некая дочерняя компания. В компании на запрос ЦИАН.Журнала не ответили.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#инфраструктура#строительство#москва
городинфраструктурастроительствомосква
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru